Признаёмся, мы не в состоянии дать однозначное определение изделий, по которым мы называем эту эпоху, то есть «фельетонов». Похоже, что они, как особо любимая часть материалов периоди­ческой печати, производились миллионами штук, составляли глав­ную пищу любознательных читателей, сообщали или, вернее, «бол­тали» о тысячах разных предметов, и похоже, что наиболее умные фельетонисты часто потешались над собственным трудом, во всяком случае, Цигенхальс признается, что ему попадалось множество таких работ, которые он, поскольку иначе они были бы совершенно непонятны, склонен толковать как самовысмеивание их авторов. Вполне возможно, что в этих произведенных промышленным спо­собом статьях таится масса иронии и самоиронии, для понимания которой надо сперва найти ключ. Поставщики этой чепухи частью принадлежали к редакциям газет, частью были «свободными» ли­тераторами, порой даже слыли писателями-художниками, но очень многие из них принадлежали, кажется, и к ученому сословию, бы­ли даже известными преподавателями высшей школы. Излюб­ленным содержанием таких сочинений были анекдоты из жизни знаменитых мужчин и женщин и их переписка, озаглавлены они бывали, например, «Фридрих Ницше и дамская мода шестидесятых-семидесятых годов XIX века», или «Любимые блюда композитора Россини», или «Роль болонки в жизни великих курти­занок» и тому подобным образом. Популярны были также истори­ческие экскурсы на темы, злободневные для разговоров людей состоятельных, например: «Мечта об искусственном золоте в хо­де веков» или «Попытки химико-физического воздействия на ме­теорологические условия» и сотни подобных вещей. Читая приво­димые Цигенхальсом заголовки такого чтива, мы поражаемся не столько тому, что находились люди, ежедневно его проглатывав­шие, сколько тому, что авторы с именем, положением и хорошим образованием помогали «обслуживать» этот гигантский спрос на ничтожную занимательность —«обслуживать», пользуясь харак­терным словцом той поры, обозначавшим, кстати сказать, и тог­дашнее отношение человека к машине. Временами особенно по­пулярны бывали опросы известных людей по актуальным проблемам, опросы, которым Цигенхальс посвящает отдельную главу и при которых, например, маститых химиков или виртуозов фор­тепианной игры заставляли высказываться о политике, любимых актеров, танцовщиков, гимнастов, летчиков или даже поэтов — о преимуществах и недостатках холостой жизни, о предполагаемых причинах финансовых кризисов и так далее. Важно было только связать известное имя с актуальной в данный миг темой; примеры, порой поразительнейшие, есть у Цигенхальса, он приводит их сотни. Наверно, повторяем, во всей этой деятельности присутствовала доб­рая доля иронии, возможно, то была даже демоническая ирония, ирония отчаяния, нам очень трудно судить об этом; но широкие массы, видимо очень любившие чтение, принимали все эти стран­ные вещи, несомненно, с доверчивой серьезностью. Меняла ли зна­менитая картина владельца, продавалась ли с молотка ценная рукопись, сгорал ли старинный замок, оказывался ли отпрыск древнего рода замешанным в каком-нибудь скандале — из ты­сяч фельетонов читатели не только узнавали об этих фактах, но в тот же или на следующий день получали и уйму анекдотического, исторического, психологического, эротического и всякого прочего материала по данному поводу; над любым происшествием разли­валось море писанины, и доставка, сортировка и изложение всех этих сведений непременно носили печать наспех и безответствен­но изготовленного товара широкого потребления. Впрочем, к фельетону относились, нам кажется, и кое-какие игры, к которым привлекалась сама читающая публика и благодаря которым ее пресыщенность научной материей активизировалась, об этом го­ворится в длинном примечании Цигенхальса по поводу удивитель­ной темы «Кроссворд». Тысячи людей, в большинстве своем вы­полнявших тяжелую работу и живших тяжелой жизнью, склоня­лись в свободные часы над квадратами и крестами из букв, за­полняя пробелы по определенным правилам. Поостережемся ви­деть только комичную или сумасшедшую сторону этого занятия и воздержимся от насмешек над ним. Те люди с их детскими головоломками и образовательными статьями вовсе не были ни простодушными младенцами, ни легкомысленными феаками, нет, они жили в постоянном страхе среди политических, экономических и моральных волнений и потрясений, вели ужасные войны, в том числе гражданские, и образовательные их игры были не просто бессмысленным ребячеством, а отвечали глубокой потребности закрыть глаза и убежать от нерешенных проблем и страшных предчувствий гибели в как можно более безобидный фиктивный мир. Они терпеливо учились водить автомобиль, играть в трудные карточные игры и мечтательно погружались в решение кроссвор­дов — ибо были почти беззащитны перед смертью, перед страхом, перед болью, перед голодом, не получая уже ни утешения у церк­ви, ни наставительной помощи духа. Читая столько статей и слушая столько докладов, они не давали себе ни времени, ни труда зака­литься от малодушия и побороть в себе страх смерти, они жили дро­жа и не верили в завтрашний день. В ходу были и доклады, и об этой чуть более благородной раз­новидности фельетона мы тоже должны вкратце сказать. Помимо статей, и специалисты, и бандиты духовного поприща предлагали обывателям того времени, еще очень цеплявшимся за лишенное своего прежнего смысла понятие «образование», еще и множество докладов, причем не просто в виде торжественных речей, по осо­бым поводам, а в порядке бешеной конкуренции и в неимоверном количестве. Житель города средних размеров или его жена мог­ли приблизительно раз в неделю, а в больших городах можно было чуть ли не каждый вечер слушать доклады, теоретически освещав­шие какую-нибудь тему — о произведениях искусства, писателях, ученых, исследователях, путешествиях по свету,— доклады, во время которых слушатель играл чисто пассивную роль и кото­рые предполагали какое-то отношение слушателя к их содержа­нию, какую-то подготовку, какие-то элементарные знания, какую-то восприимчивость, хотя в большинстве случаев их не было и в помине. Читались занимательные, темпераментные и остроумные доклады, например о Гёте, где он выходил в синем фраке из поч­товых карет и соблазнял страсбургских или вецларских девушек, или доклады об арабской культуре, в которых какое-то количество модных интеллектуальных словечек перетряхивалось, как игральные кости в стакане, и каждый радовался, если одно из них с грехом пополам узнавал. Люди слушали доклады о писателях, чьих произ­ведений они никогда не читали и не собирались читать, смотрели картинки, попутно показываемые с помощью проекционного фо­наря, и так же, как при чтении газетного фельетона, пробирались через море отдельных сведений, лишенных смысла в своей отры­вочности и разрозненности. Короче говоря, уже приближалась ужасная девальвация слова, которая сперва только тайно и в самых узких кругах вызывала то героически-аскетическое противо­действие, что вскоре сделалось мощным и явным и стало началом новой самодисциплины и достоинства духа.